ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ВАЛЕОЛОГИЮ

Время: 1.03.2013 Просмотров: 1798 Автор: Administrator
    

 

          Воспитывая и обучая ребенка в ДОУ мы не должны забывать и о его здоровье. Наряду с лечебной дыхательной гимнастикой и физическими упражнениями надо помнить и об удивительной способности музыки, не только выражать разнообразные  переживания  человека,  но  и  оздоровлять  его.

          Как много может музыка! Спокойная, мелодичная, поможет быстрее отдохнуть, восстановить свои силы. Бодрая и ритмичная, поднимает тонус, улучшает настроение. Музыка снимает раздражение и нервное перенапряжение, активизирует мыслительные  процессы  и  повышает работоспособность.

          Еще более 1000 лет назад восточный ученый, врач Авиценна, в качестве лечения рекомендовал диету, труд, смех и музыку. Мелодии, доставляющие человеку удовольствия, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют  сосуды.

          Напротив, когда музыка раздражает, пульс учащается, а сила сердечных сокращений становится слабее. В процессе исследования были обнаружены и другие интересные стороны влияния музыки на организм: при прослушивании приятной музыки увеличивается активность белых кровяных шариков-лейкоцитов (которые поглощают бактерии в организме, отмершие клетки  и  вырабатывают антитела).

          Чтобы изменить настроение ребёнка, необходимо просто поменять мелодию в определённом ритме и направлении.

          Если нужно вывести ребёнка из состояния депрессии, необходимо дать ему прослушать грустные, задумчивые мелодии, затем белее светлые, жизнерадостные и уже потом радостные, весёлые. Слушающие дети постепенно входят в музыкальный поток и не замечают,  как  меняется  их настроение. Для детей с перевозбуждённой нервной системой возможен обратный порядок. Вначале идут живые, быстрые мелодии, затем более плавные, задумчивые.

          По физическому действию, мелодии могут быть успокаивающими, расслабляющими, бодрящими. Расслабляющий эффект полезен при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, головных болях. При бронхиальной астме могут использоваться записи шума леса, пения, птиц, ритмичного плеска морского прибоя.

          Тонизирующий    эффект    полезен    при    гипертонии,   вялости. Полезен он и здоровым людям, особенно перед началом трудового дня по утрам (это лёгкая музыка, танцевальная).

          Во время пробуждения, прежде чем включить бодрую музыку и сделать зарядку, целесообразно потянуться в постели, сделать точечный массаж, дыхательную гимнастику и послушать при этом замечательное классическое произведение норвежского композитора Э. Грига «Утро», где очень хорошо изображена картина природы. Прозрачная, светлая мелодия флейты напоминает наигрыш пастушьего рожка, лучи солнца прорываются сквозь облака и наступает восход.

          С целью лечения или самолечения рекомендуется слушать только инструментальные произведения, песенный жанр в этом случае слушать не рекомендуется. Если музыка используется с целью самооздоровления, то её необходимо сочетать с другими видами: утренней зарядкой, самовнушением, дыхательными упражнениями. Таким образом в ДОУ, музыку можно использовать в сочетании с другими видами самооздоровления.

 

  1. Во время закаливания (успокаивающая).
  2. До и после сна.
  3. На утренней гимнастике.
  4. Занятиях физкультуры.
  5. Частично на музыкальных занятиях.

          В первом случае - успокаивающая музыка, во втором - до сна -расслабляющая, после сна - тонизирующая, во время гимнастики -бодрящая, успокаивающая, во время занятий - аналогично. Во время прогулки в лес - слушать пение птиц, шелест листвы, наслаждаться лечебным лесным воздухом, делая при этом дыхательную гимнастику.

          В самостоятельной художественной деятельности детей музыка также выбирается по настроению детей, на данный момент.

          Одним из основных средств музыкального воспитания является пение, оно наиболее близко доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности (слух, память, чувство ритма), пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Врачи-логопеды используют пение при лечении заикания. При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветриваемом помещении, на чистом воздухе, в сухую, тёплую погоду, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего головного аппарата.

          По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. На музыкальном занятии, вместо распевки, перед началом пения, в целях экономии времени, целесообразно использовать дыхательную гимнастику по методу А. Стрельниковой, когда быстрый, активный вдох, сменяется пассивным выдохом. Физиологическое обоснование метода заключается в том, что быстрые ритмичные вдохи, как бы массируют голосовые связки, улучшают в них кровообращение. Происходит их быстрый разогрев, что в свою очередь помогает бороться организму с заболеванием голосового аппарата и потерей голоса.

          Такое дыхание способствует снижению возбудимости нервной системы, а медленный вдох и быстрый выдох напротив возбуждает её.

          Со звукообразованием тесно связано такое качество, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо начиная с 1 младшей группы учить детей протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок», последний слог в слове «петушок» петь протяжно.

          Голосовой аппарат ребёнка, в отличии от взрослого очень хрупкий и нежный, голосовые связки тонкие и короткие, поэтому звук детского голоса слабый, высокий.

          Музыкальный руководитель и воспитатель должны следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом не форсируя звук, не говорили слишком громко. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группах, воспитатель тем самым оберегает детский голос.

          Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

          Валеология - наука о здоровом образе жизни. Валеологи считают, что воспитывать бережное отношение к своему здоровью  необходимо  с  самого  раннего  возраста.

          Мне хотелось бы рассказать о том, как происходит система оздоровления детей на музыкальных занятиях, где элементы валеологии присутствуют в разнообразных видах деятельности.

          Дети рождаются талантливыми, все имеют очень тонкую восприимчивую натуру, и именно в раннем детском возрасте, очень важно умело ввести маленького человечка в мир музыки, искусства,   в  мир  природы  не  поранив  тонкую  детскую  натуру.

          Музыкальное занятие  включает в себя разнообразные виды  деятельности:

1. Слушание.

2. Музыкально-ритмические  движения.

3. Пение.

4. Игра  на детских  музыкальных  ( шумовых инструментах).

5. Музыкальные  игры (хороводные, подвижные, музыкально-дидактические,  ритмические.)

6. Танцевальное  творчество.

          Перед слушанием музыки необходимо настроить свое тело для восприятия. Чтобы ушки были более чуткими (делается самомассаж мочек ушей), затем поглаживаются руки - добрые помощники, далее головушка( там живут мысли),если мысли добрые, светлые, то и головушка светлая, никогда не болит. Затем ручки кладутся на сердечко, дети слушают о чем оно с ними разговаривает. Сердечко говорит о том, что в каждом человеке живет любовь к маме, папе, друг к другу, животным, ко всему, что окружает. Мягкий тембр голоса педагога также необходим для того, чтобы дети были более чуткими, восприимчивыми,  уравновешенными.

          Затем дети усаживаются поудобней и слушают тишину. После этого ребенок готов к восприятию любого музыкального произведения. Для слушания подбираются произведения композиторов-классиков мировой музыкальной культуры.

          Музыка воодушевляет детей на творчество. В занятие включаю элементы пантомимы. Они помогают детям становиться более раскованными, пластичными. Дети с большим желанием изображают птиц, животных, деревья. Этот момент используется для выполнения упражнений из Хатха-Йоги. Как полезны и необходимы эти, на первый взгляд простые упражнения для физического  здоровья  детей.

 

1. Кошечка ( добрая,  сердитая.)

2. Змейка.

          Эти упражнения придают гибкость и силу позвоночнику, особенно при скалеозе (распространенном недуге современных дошкольников.)

3. Дерево (с раскидистыми ветками)- укрепляет плечевой пояс,  руки,  улучшает  осанку.

4. Цапля, Ласточка(позы для укрепления мышц ног, развитие чувства равновесия) благотворно влияет на нервную систему.

          Великий австрийский композитор В.А.Моцарт говорил: «Мы бывали гениальны в жизни в трех случаях: в детстве, во сне и при  слушании великой музыки».

          Музыка развивает внутренний слух и внутреннее зрение. На занятиях дети слушают музыку 1,5-2 минуты, чтобы ребенок мог почувствовать начало, развитие и конец музыкальной формы. Здесь необходимо подобрать соответствующий музыкальный материал, который должен быть ориентирован на эмоциональное состояние ребенка. Если дети перевозбуждены, уместно послушать музыку успокаивающего характера, если наоборот, то слушаем музыку тонизирующего характера. В этом виде деятельности (слушание музыки) использую элементы музыкотерапии.

          В пении важно работать над правильной фразировкой и дыханием. Необходимо учиться правильно дышать при пении, делая    короткий « вдох-удивление»    носом    и   ртом    (делать    вдох следует быстро и беззвучно), затем продолжительный выдох, иногда со звуками «Ж», «3», «С», «У» и т. д. Эти упражнения развивают легкие, способствуют подвижности и эластичности голосовых связок.

          Для    достижения    определенного    уровня    экологического сознания  можно  использовать   на   занятии   такую   форму   экологического воспитания,  как  эколого-психологический  тренинг

 

          Упражнение «Природный  оркестр»

          Цель: расширить чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов.  Развивать  воображение.

          Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки, оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, можно организовать «природный оркестр».

 

          Упражнение « Забавные  танцы»

          Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирования желания детей передавать образы животных в танце.

          Участникам тренинга предлагается представить любимое растение или животное и попробовать выразить его образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец «дождя», «засыхающего листочка», и т.д. Танец может сопровождаться любой музыкой, но только незнакомой детям.

 

          Знакомство с ароматом  трав, деревьев.

          (Дети нюхают эфирные масла с запахом пихты, ели, лечебных трав.) На одном занятии необходимо знакомить только с одним ароматом. Это очень полезно для здоровья, особенно весной и осенью. Ведь аромат не только очищает воздух от микробов, но и повышает иммунитет человека, улучшает психическое  состояние.

 

          Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение; флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучиваются неврозы; а арфа вообще способствует возвращению

в доброе и бодрое расположение духа.

          Можно привести много примеров того, как целенаправленное музыкальное воздействие способствовало благоприятным исходам болезней. Например, выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально для них исполняя музыкальные пьесы на трубе.

          Современный мир, в котором мы вынуждены существовать, ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле.

          В последние годы предпринимаются серьезные попытки привлечь к подобным занятиям в условиях дошкольного детского учреждения музыкальное искусство. Ибо воздействие музыки на личностные детские впечатления трудно переоценить. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта - неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь ожидания чего-то.

          Психогимнастика является одной из частей раздела психотерапии, в частности, когда при этом используется воздействие какого-то из видов искусства - арттерапии. В данном случае - музыкальной арттерапии, которая поможет посильно скорректировать различные сферы психики детей. Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка. Например, чересчур перевозбужденный малыш, благодаря правильно воспринятой мелодии, может успокоиться, а чересчур нерешительный, также предприняв некие действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время проведения того или иного упражнения психогимнастики, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пресекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный. «Лучший способ уменьшить стресс, -утверждал известный психолог Г. Селье, - это отвлечься».

          Используя в своей работе данные упражнения по музыкальному аутотренингу, педагогу целесообразно наблюдать за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое должно возникнуть у детей в процессе конкретного упражнения. Это также обеспечивает необходимую разрядку, которая и является целью занятия. Для понимания детьми требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения, удобно воспользоваться схемами-таблицами, выполненными графически. На этих схемах в нескольких овалах, выполняющих роль человеческих лиц, несколькими штрихами рисуются разные изображения лица.

          Например:

          Равнодушие можно изобразить в виде круглых нейтральных глаз, линии бровей и рта - прямые, горизонтальные.

          Веселье - глаза растянуты, уголки рта приподняты.

          Удивление - брови высоко приподняты, даже стали углами вниз, рот вытянут в трубочку, округлен.

          Страх - глаза широко раскрыты, брови сведены вместе, рот широко раскрыт.

          Гнев, злоба - брови сведены под углом, глаза сужены, углы рта опущены.

          Уныние, грусть - брови растянуты к сторонам лба и опущены вниз, глаза закрыты, даже можно нарисовать, как из-под одного из них струится слеза.

          Такие схемы помогут детям точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. А со временем репродуктивные действия детей перейдут в новую фазу их личного развития, и в них станут проявляться элементы творчества.

          Развивая  личность дошкольников, не нужно забывать и об их здоровье, о том какую пользу в профилактике различных заболеваний может принести музыка!

 

Петренко Светлана Николаевна

Музыкальный руководитель

 

Литература

 

Ю.А Мерзляков «Путь к долголетию»

М.А.Давыдова «Музыкальное воспитание в ДОУ»

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме:
Замечательные шаблоны DLE скачать бесплатно для dle.
Стандартные образцы договоров в документообороте.
Здесь можно скачать фотошоп и другие программы для дизайна.
Свежие автоновости на нашем сайте.
Популярное радио онлайн слушать стало просто.
Режим работы
Аттестация
Праздники
    Праздники 

России
Опрос
Оцените работу воспитателей
Отлично!
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно

Погода в Каа-Хеме